Камиля Хусаинова: «Как личность я сформировалась, как режиссер – только начинаю»

В программе XIII театрального форума «М@рт-контакт» будет проходить мастерская молодой режиссуры. На протяжении недели актеры могилевского драматического театра совместно со студенткой Российского государственного института сценических искусств, режиссером Камилей Хусаиновой будут готовить эскиз спектакля «Жоўты пясочак» по рассказу Василя Быкова. Мы поговорили с Камилей о предстоящем фестивале и не только…

Камиля Хусаинова
– Почему для «Мастерской молодой режиссуры» вы выбрали текст Василя Быкова? Актуально ли сегодня это произведение и не сложно ли вам как режиссеру работать с прозой, ведь ее придется самостоятельно адаптировать для сцены?

– Критерий для выбора материала, как учит наш мастер, один: читаешь, и что-то внутри тебя отзывается. Вот и тут – отозвалось, а если отозвалось – значит актуально, значит, соответствует настоящему моменту и это можно ставить.

Быков по уровню эмоций для меня сравним разве что с Достоевским. Его ситуации близки к экзистенциальным, герои очень точно выписаны, это интересно для театра. Помню, какое сильное впечатление произвела на меня повесть «Облава», самое запомнившееся за все школьные годы. Это щемящее чувство до сих пор живо, хотя прошло уже лет 13 с того времени. И с «Жёлтым песочком» – та же история, только теперь у меня есть возможность поделиться этим чувством с актерами, а через них и со зрителем.

– Чем будет полезно создание эскиза спектакля – для вас и молодых актеров?

– Наша совместная работа с актерами Могилевского театра драмы будет представлена в виде эскиза спектакля. В него войдет лишь часть сцен, которые планируются для спектакля, будут заданы стиль, способ игры, персонажи. Но главное – если удастся задать тему (которую я сейчас специально не называю) на этой короткой дистанции, то можно считать, что администрация Могилевского театра не зря потратила деньги на мое проживание в вашем замечательном городе.

– Вы начали свое режиссерское образование в БГАИ и сейчас продолжаете его в РГИСИ, в мастерской Г.Р. Тростянецкого, также участвовали в нескольких театральных проектах. Какой из этих периодов вы считаете наиболее ценным и продуктивным для своего профессионального становления?

– Скажу так, что каждый последующий период не был бы возможен без предыдущего, и что в каждом были и есть свои замечательные учителя. Что касается «становления» меня как режиссера, то мне кажется, говорить о себе как об устоявшемся режиссере было бы не только не скромно, но это была бы еще и грубая ложь с моей стороны. Как личность – да, к 30-ти годам я, слава Богу, сформировалась, а вот как режиссер – только начинаю. И вообще, мне кажется, это процесс, который не имеет финального аккорда, и в этом его притягательность.

– В вашей копилке есть две работы: «Клад» и «Андрей Платонов. Корова». Какая из них для вас как для режиссера наиболее сложная и наиболее значимая?
– «Клад» и «Корова» это две работы, сделанные в рамках учебного процесса (одна на 3-м семестре, другая на 4-м) и поэтому для меня они равносильны. В сказке «Клад» я разбиралась с тем, как создать персонажа, как формой поэтического театра воздействовать на зрителя. В «Корове» меня интересовала структура, как сохранить и накопить напряжение, пронести его сквозь сцены до конца спектакля. Или, например, в прошлом семестре мы делали сцены из пьес с актерами из другой мастерской, и это для меня не менее важный опыт, чем два предыдущих. Как сделать так, чтобы актер понял твой замысел, какие слова подобрать – это очень интересная задача. Каждый раз открываешь что-то важное, поэтому не могу сказать, что какая-то работа у меня в приоритете.

– Что в постановках для вас самое интересное?

– Самое интересное в постановках – это ощущать тот момент, когда она (постановка) вдруг начинает жить своей жизнью, актеры попадают на ту же волну что и ты, и им даже говорить ничего не нужно, они считывают всё из какого-то возникшего общего поля. Еще реакция зрителя тоже интересна и очень волнительно всегда за этим наблюдать.

– В Могилев приедете впервые?

– В Могилеве буду в первый раз, и, надеюсь, что не последний.

– Вы наверняка знакомились с программой форума? Какие спектакли вас больше всего заинтересовали?

– Замечательная программа. К сожалению, времени будет мало, и на всё попасть не получится. Из тех, на кого точно собираюсь пойти: Виталий Кравченко, Дмитрий Богославский и Светлана Бень. Выбрала их потому, что это молодые белорусские режиссёры. Мне интересно, чем они живут и что для них важно.
Кристина Башаримова